Все, наверное, слышали, что после землетрясения обычно бывают повторные подземные толчки. Сдвинувшиеся во время первого, самого сильного удара пласты создают новые области напряжения, в которых в свою очередь происходят новые сдвиги, вызывая серию повторных землетрясений. Со временем сила повторных подземных толчков ослабевает, их становится всё меньше, но продолжаться это может довольно долго.

В первые дни после землетрясения 11 марта повторные подземные толчки следовали один за другим — около 160 за первые три дня. И 20 минут не проходило, чтобы не тряхнуло очередной раз. Даже вскоре привыкаешь к постоянной тряске и уже почти не обращаешь на это внимания. В новостях передавали, что после такого большого землетрясения повторные толчки могут продолжаться до трёх лет.

Одно из самых сильных повторных землетрясений случилось в понедельник 14 марта, через три дня после большого землетрясения. По случайному совпадению я, как и в прошлый раз, снова оказался на улице почти на том же самом месте. Снова всё загудело и зашаталось, как тогда, народ уже начал было выбегать из зданий, но тут же всё закончилось — фактически, было всего 2-3 больших колебания.

Но и этого для некоторых строений оказалось достаточно. Дело в том, что многие здания, которые выстояли при первом ударе, могли сильно потерять в прочности. «Сейчас некоторые здания могут разрушиться даже от слабых толчков», — постоянно твердят по радио и телевидению. Так случилось и в этот раз — покосившийся фасад здания, который и так был в плачевном состоянии после большого землетрясения, теперь полностью упал, обнажив тёмные внутренности новенького, только что открывшегося кафе.

Полуразрушенное здание

Вот то же здание, каким оно было три дня назад, сразу после землетрясения.

Полуразрушенное здание

Иронично, что на фасаде здания расклеены объявления о сдаче в аренду помещений в этом, уже не пригодном для использования, здании.